Катапульта авианосца

Катапульта авианосца

Катапульта авианосца

Наличие катапульты для запуска самолетов на современных авианосцах является обязательным, поскольку с резким увеличением взлетной скорости современной палубной авиации ей требуются длинные взлетные полосы, что в корабельной практике реализовать, естественно, невозможно. До 1924 г. на авианосцах применялись пневматические катапульты, а затем пороховые. В 1937 г. появились гидравлические катапульты, использующиеся на кораблях вплоть до создания в 1954 г. в Англии первых образцов паровых катапульт, применяемых сейчас на всех авианосцах. Мощность паровых катапульт с развитием палубной авиации непрерывно возрастала. Длина этих сложных технических сооружений достигает 95 м. Выруливание и центровка самолета на катапульте осуществляется автоматически с помощью гидравлической системы. Его носовое колесо попадает на направляющую, центрирующую самолет точно по оси катапульты. Когда двигатель развивает полную мощность, открывается стартовый клапан и пар, воздействуя на поршни катапульты, приводит ее в движение, которое дополнительно к двигателям самолета способствует увеличению скорости самолета. Современные катапульты обеспечивают старт самолетов с интервалом 20 — 30 с. На современных авианосцах устанавливают четыре катапульты (начиная с авианосца «Форрестол») из расчета одна катапульта на 20 — 25 самолетов. Масса самой мощной катапульты (на тяжелых авианосцах типа «Нимитц» составляет 500 т. К недостаткам паровых катапульт относят их значительную массу и большой объем (до 4600 м3), а также значительный расход пара при интенсивном старте самолетов — 9 — 20 % от максимальной паропроизводительности котлов). Этих всех недостатков лишена проектируемая в США принципиально новая инерционная катапульта, принцип действия которой основан на использовании кинетической энергии массивного маховика, раскручиваемого двигателем мощностью 10000 л.с. За один старт штурмовика такой маховик снижает обороты с 3600 до 2840 об/мин. Применение инерционных катапульт позволило бы снизить массу и объем этих устройств, а также снизить парение над полетной палубой и расход пара главных котлов корабля. Однако практически такая катапульта еще не создана из-за определенных трудностей, появившихся при ее разработке.